Урок: "Подготовка к сочинению-рассуждению"
Написание сочинения-рассуждения – это задача, которая позволяет ребенку научиться структурировать свои мысли, использовать логику для аргументации и отстаивания своей позиции.
Важная задача преподавателя – подготовить учеников к выполнению это задачи, предоставить им базу теоретических знаний для того, чтобы дети могли в полной мере раскрыть свой творческий потенциал в процессе создания текста.
Сочинение-рассуждение строится по классической схеме любого школьного сочинения: введение, основная часть и заключение. Эту схему нельзя путать с информационной структурой текста-рассуждения.
Её можно представить таким образом:
Формулирование тезиса
Весь текст строится вокруг какой-либо идеи, утверждения. Важно, чтобы тезис был сформулирован точно, без возможности двоякого толкования понятий или их подмены.
Ученики часто допускают именно эти ошибки из-за невнимательности при прочтении задания, либо, например, из-за неточного понимания основной мысли автора художественного произведения.
Аргументация
Ученику следует сформулировать собственную позицию относительно поставленного перед ним вопроса, определить, совпадает ли она с позицией автора (если в качестве основы сочинения выступает литературное произведение), и привести аргументы в защиту своей точки зрения.
Вывод
Очень частая проблема – совпадение в сочинении вывода и первоначального тезиса. Такая ситуация складывается из-за того, что позиция ученика может совпадать с позицией автора. Необходимо объяснить, что вывод сочинения раскрывает первоначальный тезис, обосновывает его в свете приведенных в сочинении аргументов. Или же, напротив, опровергает авторскую позицию.
Подготовительный урок перед написанием сочинения-рассуждения можно начать с акцентирования внимания класса на историческом и литературном контексте тезисов, которые будут раскрываться в сочинении. Например, при написании сочинения на тему «Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность?» нужно рассказать о том, как и почему во второй половине девятнадцатого века в русской литературе сложился образ «нового героя». На этом этапе важно мотивировать генерацию идей о том, кто такой Базанов, какова его философия жизни, одинок ли он. Эти дискуссия ляжет в основу аргументации в сочинении.
Оставшееся время занятия следует посвятить вопросам структуризации мысли. Что можно написать во введении? Как разделить на составляющие основную часть произведения? Какие средства художественной выразительности уместно использовать в сочинении, и почему важно их разнообразие? На эти вопросы учащиеся должны к концу урока получить полные ответы. Также следует обратить внимание класса на важность заключения, емкость словесных конструкций в нем и логическую законченность вывода.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.